Содержание:
К сожалению, в последнее время на рынке услуг и товаров все чаще можно встретить недобросовестных поставщиков. Просроченные продукты, антисанитария в парикмахерских, салонах красоты, медицинских учреждениях – все это только верхушка айсберга. Большинство людей, столкнувшись с нарушениями прав потребителя, закрывают на это глаза. Такое поведение еще больше придает уверенности недобросовестным предпринимателям в своей безнаказанности.
Государство позаботилось о защите интересов граждан и учредило ведомства, основными обязанностями которых является защита этих самых интересов. Защитить свои права как потребителя и наказать нерадивых предпринимателей поможет заявление в Роспотребнадзор. О том, как составить обращение, куда и в каких случаях его подавать, расскажем в этой статье.
Попытки государства поддержать и развить предпринимательство не всегда облегчают жизнь простым гражданам. Так, в 2017 году, после принятия закона 277-ФЗ от 3.07.2016 г., обращение в Роспотребнадзор в связи с нарушением прав потребителей не может быть принято без предварительного обращения к компании-нарушителю. Одним словом, жалоба должна иметь претензионный порядок, при котором обманутый потребитель должен сначала написать претензию на компанию и только потом, с копиями переписки обращаться в Роспотребнадзор.
Также с 2017 года перестали рассматривать анонимные жалобы, то есть, чтобы написать заявление в Роспотребнадзор о нарушении прав, нужно будет предоставить свои личные данные.
Если заявление написано правильно, подкреплено доказательствами, то на его основе может быть инициирована внеплановая проверка по нарушениям, за которые недобросовестный предприниматель может понести административную, а в более серьезных случаях даже уголовную ответственность.
Главной функцией Роспотребнадзора является защита интересов потребителей, поэтому основная причина обращений – нарушение этих прав. Вам продали бракованный товар, предоставили некачественную услугу – смело пишите обращение в Роспотребнадзор.
Однако данный орган занимается не только защитой потребителей, специалисты ведомства следят за соблюдением санитарных норм, своевременной сертификацией продукции, а также выдают лицензии на некоторые виды деятельности.
Основанием для обращения в Роспотребнадзор может послужить:
Написать заявление в Роспотребнадзор можно не только на ИП или юр. лицо, но и на государственную организацию.
По статистическим данным, чаще всего люди жалуются:
Заявления в Роспотребнадзор, в зависимости от цели подачи, условно можно разделить на 2 типа:
Независимо от вида заявления, Роспотребнадзор обязан отреагировать на жалобу, провести проверку на ее основании и в случае необходимости, наказать виновных.
Письмо в Роспотребнадзор о нарушении прав потребителей имеет официальный статус и не может остаться без ответа. Если же надзорные органы проигнорировали заявление, можно обжаловать их бездействие в вышестоящих инстанциях.
Заявление в Роспотребнадзор подается с теми же целями, что и жалоба, эти два понятия не имеют существенных отличий. То есть, если вы обратились за защитой своих прав, но документ классифицировали как заявление, у вас должны его принять и отреагировать согласно нормам закона.
Если вы решили написать жалобу, но у вас нет специальной формы, можно найти образец заявления в Роспотребнадзор, и написать по нему. Обращение пишется в свободной форме, если вы когда-либо писали заявления или жалобы, то составить заявление в Роспотребнадзор для вас не составит труда.
Главное в написании – соблюдать стиль деловой переписки, исключить всяческие нецензурные слова и оскорбления. Основные моменты, которые нужно указать в заявлении:
Как видно выше, обращение в Роспотребнадзор, образец которого был представлен, по своей форме ничем не отличается стандартных обращений.
Специалисты Роспотребнадзора в любом случае должны уведомить вас о результате, а вот каким способом они должны это сделать, выбирать вам. Если вы хотите получить ответ по электронной почте, не забудьте сделать пометку об этом и указать свой E-mail.
Заявление в Роспотребнадзор можно подать только указав личные данные. Анонимные жалобы рассматриваться не будут. Но есть возможность анонимного обращения в ведомство – звонок по телефону доверия. Специалисты службы выслушают ваш вопрос, проведут анализ ситуации и подскажут, какие действия следует предпринять для ее разрешения.
При подаче жалобы первым шагом будет ее составление. Образцы заявлений, жалоб в Роспотребнадзор можно без труда найти в интернете.
Подать заявления можно несколькими способами:
Если вы подаете жалобу в бумажном варианте, следует составить 2 образца, один из которых оставить у себя (если есть возможность поставить печать о принятии).
После подачи жалобы ее должны зарегистрировать в трехдневный срок. Рассматривается обращение в течение 30 дней (допустим меньший срок рассмотрения). В ходе работы по обращению, специалистам могут понадобиться дополнительные сведения, которые необходимо запрашивать в госорганах, на это может потребоваться дополнительное время.
Работники органа обязаны уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения заявки по телефону, факсу, по электронной почте или обычным письмом.
Если вы столкнулись с нарушениями в сфере прав потребителя, не нужно закрывать на это глаза. Своевременное обращение в Роспотребнадзор позволит не только защитить ваши интересы и наказать недобросовестного предпринимателя, но и защитит других граждан от похожих случаев.
Нежданных Анастасия Анатольевна
Представитель в сфере защиты прав потребителей. Более 6 лет практики в спорах, связанных с возвратом товаров, написанием жалоб в Роспотребнадзор и получением компенсаций за оказанные услуги.