Задать
вопрос
онлайн
Консультация
в регионах
ПО МОСКВЕ 8 (495) 131-95-79
8 (495) 131-95-79 Консультация юриста по Москве

Как происходит возврат товара надлежащего качества?

Нередко бывает, что недавно купленная вещь разонравилась или не подошла. В результате появляется разочарование от покупки и жаль денег, потраченных впустую. Знание законов поможет покупателю получить потраченные средства обратно.

Общие правила и условия, установленные законом о ЗПП

Нормативное регулирование возврата качественного товара устанавливается законом № 2300-1 от 1992 года. Он защищает права потребителей в случае покупки вещи надлежащего качества, которая не подошла.

Нормативный акт устанавливает для покупателя возможность вернуть товар в торговую точку и получить уплаченные деньги обратно в полном объеме.

Ст. 25 закона предусматривает следующие условия для оформления возврата:

  • объект не подошел по цвету, фасону, размеру, комплектации или габаритам;
  • товар не был использован;
  • сохранены потребительские свойства, товарный вид, ярлыки и пломбы.

По общему правилу покупатель не обязан осуществлять возврат. Он может провести обмен вещи на подходящую, если она есть в магазине.

В течение какого срока можно вернуть покупку?

Покупатель вправе обратиться для оформления возврата в течение установленного срока. При нарушении периода, определенного законом, продавец вправе отказать в принятии предмета надлежащего качества.

Ст. 25 закона устанавливает возможность обращения для оформления возврата качественной покупки в течение 14 дней, причем день заключения сделки в расчет не берется. Также в установленный срок включаются праздничные и выходные дни.

Рассмотрим, можно ли вернуть товар в выходной. Если последний день периода приходится на воскресенье, то окончание срока переносится на следующий день. Если же магазин работал в воскресный день, то ситуация носит спорный характер. С одной стороны, есть судебная практика, когда суды признавали воскресенье общим нерабочим днем и восстанавливали возможность осуществить возврат, с другой – вопрос рассматривался в индивидуальном порядке, поэтому нет гарантий в удовлетворении требований.

Поэтому перед принятием решения вернуть товар, целесообразно уточнить график работы торговой точки.

Список товаров, не подлежащих сдаче обратно в магазин

Закон запрещает возвращать продовольственные товары надлежащего качества. В отношении непродовольственных покупок ситуация обстоит сложнее. Их можно вернуть в магазин, за исключением объектов предусмотренных ПП № 55.

Более подробно о перечне товаров, не подлежащих возврату, читаем здесь.

Нормативный акт предусматривает запрет на возврат следующих категорий товаров:

  • книги и брошюры;
  • растения и животные;
  • патроны и огнестрельное оружие;
  • технически сложная бытовая техника;
  • транспортные средства (автомобили, мотоциклы, сельскохозяйственная техника и т.д.);
  • лекарственные средства.
Несмотря на то, что ПП № 55 устанавливает закрытый список категорий товаров, которые нельзя вернуть, необходимо уточнить, входит ли конкретный объект в список запрещенных.

Как показывает судебная практика, суды не относят кнопочный мобильный телефон, который имеет не более 1 функции, к технически сложным. А смартфоны и вовсе не относятся к телефонным аппаратам. Это средство для беспроводной связи с сенсорным экраном с 2 и более функциями, поэтому возврат смартфона в розничную сеть при покупке через стационарную торговую точку запрещен (ПП № 924).

Алгоритм, как производится возврат и обмен качественной вещи

Если товар не входит в перечень, установленный ПП № 55, с момента сделки не прошло 14 дней, то покупатель может обратиться в торговую точку и заявить о своем праве. Процедура возврата возможна только в том случае если в магазине нет подходящей вещи.

Рассмотрим, как производится обмен или возврат товара надлежащего качества. Покупатель должен:

  1. Самостоятельно обратиться в торговую точку, где происходила сделка.
  2. Предъявить покупку и доказательства приобретения ее у продавца.
  3. Оформить заявление.
  4. Указать требование о замене вещи (при обмене) или возврате денежных средств.
Узнаем, как составляется заявление на возврат товара, прочитав специальную статью, подготовленную редакцией нашего сайта.

При обращении продавец проверяет покупку на предмет использования или нарушения товарного вида. Вернуть ношеную вещь или поцарапанную игрушку не получится. Срок возврата денежных средств зависит от способа расчета:

  • при наличном расчете – в течение 10 дней;
  • при безналичном переводе – немедленно или не позднее 30 дней.

Когда требуется веское основание?

Если объект был приобретен в стационарной торговой точке, то покупателю придется пояснить причины возврата. При обращении в магазин гражданин должен указать, что покупка не подошла ему:

  • по габаритам;
  • по размеру;
  • по цвету;
  • по фасону;
  • по комплектации.
Ст. 25 закона устанавливает данный перечень причин для возврата, как окончательный, поэтому в заявлении необходимо указать одно из оснований.

Если нарушена упаковка

Закон устанавливает необходимость сохранения товарного вида возвращаемой вещи, однако не расшифровывает, что это означает. Зачастую нельзя определить подходит ли покупка, если не снять заводскую упаковку. Поэтому извлечение объекта из коробки не является нарушением.

Например, мужчина хотел вернуть смартфон, приобретенный через интернет-магазин, но при получении товара покупатель снял защитную пленку с экрана. Продавец отказал в расторжении сделки, так как смартфон потерял товарный вид. Суд принял сторону покупателя, потому что оценить рабочее состояние техники при наличии непрозрачной пленки на экране нельзя.

Не получится вернуть товар без упаковки в следующих случаях:

  • она является частью вещи, и распаковка нарушает целостность покупки;
  • она содержит указание, что возврат запрещен, если упаковка нарушена.

Наличие или отсутствие чека

Закон указывает на необходимость предъявления товарного или кассового чека при оформлении возврата. Документ доказывает факт совершения сделки, так как розничная торговля не предусматривает заключение письменного договора между сторонами.

Однако отсутствие чеков не является причиной для отказа в возвращении денежных средств. Покупатель вправе представить другие доказательства совершения покупки в данной торговой точке. Например, выписку с банковского счета о перечислении денег со счета покупателя на счет продавца или показания свидетелей. А в случае покупки через интернет-магазин, квитанции об оплате сохраняются в личном кабинете покупателя в электронном виде. Они имеют такую же юридическую силу, как бумажный чек.

Специфика отдельных случаев из практики

Возврат товара надлежащего качества имеет особенности в зависимости от ситуации. Поэтому перед подачей заявления необходимо уточнить подводные камни конкретного случая.

Чаще всего можно столкнуться с проблемами в следующих ситуациях:

  • товар был приобретен в кредит;
  • покупка была заказана через интернет.
Продавец не станет удовлетворять требование покупателя при отсутствии оснований, даже если тот не знал об особенностях возврата в данном случае.

Приобретали в кредит

Каждый покупатель самостоятельно решает, какие средства использовать при оформлении покупки: личные или кредитные. Однако процедура возврата товара, приобретенного в кредит, имеет свои особенности:

  1. Необходимо понимать, что договор займа и договор купли-продажи – это две сделки, не связанные между собой.
  2. Если товар можно обменять или вернуть, то продавец вернет деньги.
  3. Если средства были переданы продавцу наличными, то он их и вернет.
  4. Если оплата за покупку проводилась по безналу (с использованием кредитной карты), то деньги будут возвращены на нее.
  5. При возврате товара надлежащего качества проценты за пользование кредитом выплачивает покупатель.

Исключение составляет случаи, когда продавец незаконно отказывает в обратном приеме качественного товара. В этом случае покупателю придется защищать свои интересы в суде и одним из требований в иске указать оплату процентов по кредиту. Как показывает практика, суды нередко удовлетворяют такую просьбу.

Заказ через интернет (онлайн)

Особенностью дистанционной покупки является невозможность ознакомиться с товаром до получения и оплаты. Обязанностью продавца является предоставление покупателю полной информации об объекте. В том числе о свойствах, размере, цене, доставке, сроке годности, периоде гарантии, а также о месте, где производится товар и порядке оплаты.

Если Вы заинтересовались вопросом, как написать претензию в интернет-магазин на возврат денег, советуем ознакомиться с этой статьей.

Особенности возврата при дистанционной покупке:

  • Гражданин имеет право отказаться, если вещь еще не получена и в течение 7 дней с момента получения;
  • Интернет-магазин вправе устанавливать свои правила, но он обязан уведомить получателей;
  • При отсутствии при получении информации о порядке возврата, срок увеличивается до 3 месяцев;
  • Возвращаемый объект должен сохранить товарный вид;
  • Денежные средства должны быть возвращены покупателю в течение 10 дней.
Данные правила не распространяются на вещи, изготовленные на заказ.

Боремся с нарушениями прав покупателей

Нередко бывает, что все требования к товару и срокам соблюдены, а продавец нарушает условия, предусмотренные законом. Среди популярных нарушений можно выделить:

  • Отказ в возвращении денег;
  • Принуждение покупателя к обмену;
  • Нарушение срока перечисления денежных средств после принятия заявления о возврате.

В такой ситуации необходимо:

  1. оформить письменную претензию – для мирного урегулирования.
  2. обратиться в суд – если продавец отказывается решить вопрос в досудебном порядке.
Рекомендуем к прочтению следующую статью: жалоба в Роспотребнадзор.

Рассмотрим, можно ли решить вопрос без суда. Досудебное урегулирование – это право, а не обязанность покупателя. Но часто вопрос решается именно на данном этапе, поэтому не стоит его игнорировать. Гражданин должен подготовить претензию на имя руководителя организации и направить ее почтой или передать лично. При направлении почтой нужно дождаться уведомления о вручении, а при личном обращении поставить на втором экземпляре заявления отметку о принятии.

Если в течение 10 дней не поступает ответ, документы необходимо направить в суд. Заявление подается в мировой суд, если цена товара меньше 50 000 р., и в районный – если стоимость превышает указанную сумму.

При цене иска до 1 000 000 р. заявитель освобождается от уплаты госпошлины.

Заключение

Как показывает судебная практика, не всегда вернуть качественную вещь в магазин бывает просто. Часто продавцы сами относят свой товар к невозвратным. В такой ситуации необходимо привлечь для защиты своих интересов квалифицированного юриста. Специалист поможет в подготовке иске и стратегии защиты.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосуй первым!)
Загрузка...
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
  • Из-за постоянных изменений в законах информация часто устаревает;
  • Общая информация не гарантирует успешное решение возникших проблем.

В связи с этим для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ юристы-правоведы.
Горячая линия по Москве: 8 (495) 131-95-79.
Автор статьи

Нежданных Анастасия Анатольевна

Представитель в сфере защиты прав потребителей. Более 6 лет практики в спорах, связанных с возвратом товаров, написанием жалоб в Роспотребнадзор и получением компенсаций за оказанные услуги.

Рейтинг автора:
Комментарии Нет комментария (-ев)
Консультанты

Сергей Васильев

Стаж 7 лет

Консультации: 355

Лариса Фролова

Стаж 12 лет

Консультации: 890

Дмитрий Семочкин

Стаж 11 лет

Консультации: 201

Наталья Егорова

Стаж 9 лет

Консультации: 1021

ПРАВОВОЙ ЦЕНТР
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Задать вопрос
8 (495) 131-95-79 горячая линия по Москве