Содержание:
Практически каждый потребитель твердо знает, что в случае покупки некачественно товара он имеет право рассчитывать на его замену или же возврат денег. Кроме того, в отдельных случаях покупателю предоставляется возможность вернуть в магазин даже качественный продукт. Однако если речь идет о возврате мобильного, то тут следует принять во внимание некоторые особенности, о которых более подробно будет написано в настоящей статье.
В законе «О ЗПП» предусмотрены две основные статьи, регулирующие возврат и обмен товара.
Статья 18 – содержит права покупателя, связанные с приобретением некачественного товара. Так, при обнаружении какого-либо недостатка клиент может потребовать с продавца:
Вместе с тем, описанные выше права покупателя действуют не для всех товаров. В частности, есть список, так называемых, технически сложных изделий, для которых предусмотрен иной порядок возмещения за низкое качество (более подробно об этом будет написано ниже).
Статья 25 – отражает права потребителя на обмен продукта, обладающего надлежащими качественными характеристиками. Так, покупатель может заменить исправный непродовольственный товар, не подошедший ему по определенным параметрам (например, по размеру, по расцветке и т.д.). Производится такой обмен в течение 14 дней с момента приобретения. Основными условиями для этого, является:
Если проанализировать все случаи, то можно выделить две основные группы причин, когда человек желает вернуть купленный телефон назад в магазин:
Новый телефон можно принести назад в магазин только в случае его неисправности, если она возникла не по вине покупателя.
Все дело в том, что мобильный аппарат относится к технически сложным товарам и не подлежит обмену по основаниям, предусмотренным ст. 25 закона «О ЗПП». Таким образом, ответ на вопрос, можно ли вернуть телефон в течение 14 дней, очевиден. Если покупатель решил поменять его без каких-либо весомых оснований (брак, поломка и т.д.), то, скорее всего магазин откажется сделать замену товара и этот отказ будет абсолютно законным.
В то же время, если сразу после покупки смартфона были обнаружены проблемы в его работе, клиент имеет право потребовать от салона сотовой связи:
Если это время будет пропущено, то применить взыскание к продавцу можно будет только при наличии следующих обстоятельств (ч. 3 п. 1 ст. 18 закона «О ЗПП»):
Решив вернуть недавно купленный товар назад продавцу, крайне важно правильно и грамотно все оформить, так как в будущем это может помочь выиграть дело в суде (если будет допущено нарушение прав потребителя).
В целом, алгоритм действий по возврату некачественного или наоборот исправного изделия, не имеет принципиальных отличий, за исключением некоторых нюансов (подробнее об этом сказано ниже).
Если клиент желает заменить непродовольственный продукт надлежащего качества, то план действий будет иметь следующий вид.
Шаг 1 – не позднее 14 дней с момента совершения покупки, следует явиться в магазин и попытаться словесно договориться об обмене товара. Если продавец упорно отказывается выполнить просьбу, то в его адрес следует направить письменное заявление о праве на замену конкретного продукта со ссылкой на соответствующую норму закона «О зпп».
Шаг 2 – если продавец не имеет возражений, то далее следует выбрать подходящее изделие, а купленное ранее, сдать назад. Как уже отмечалось выше, товар должен быть в идеальном состоянии и не содержать каких-либо повреждений, дефектов и т.д.
Если на момент обращения, требуемого продукта нет в наличии, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата своих денег (п. 2 ст. 25 закона «О зпп»). Причем магазин должен их вернуть не позднее 3 дней с момента поступления просьбы клиента. Кроме того, по отдельной договоренности с продавцом, обмен может быть произведен при появлении аналогичного изделия в продаже.
При обнаружении брака в купленном товаре, следует незамедлительно предпринять следующие действия.
Шаг 1 – не позднее 15 дней после покупки, надо прийти в торговую точку и переговорить с реализатором. Следует продемонстрировать недостаток изделия, а также предъявить соответствующее требование (возврат денег, замену на новый и др.).
Как и в случае с исправным товаром, если продавец не захочет идти навстречу, следует направить в его адрес письменное заявление-претензию, содержащее следующую информацию:
Шаг 2 – на этом этапе продавцом производится проверка бракованного изделия. Стоит отметить, что в случае возникновения споров относительно происхождения конкретной поломки, магазин имеет право провести независимую экспертизу (ч. 3 п. 5 ст. 18).
Шаг 3 – по итогу проведенной проверки, может быть предпринято одно из следующих действий:
В завершение стоит отметить, что исправный телефон не может быть возвращен в магазин, так как он попадает в список изделий надлежащего качества, которые обмену не подлежат. В то же время, в случае обнаружения брака, покупатель имеет полное право потребовать с продавца возврата денег или замену на исправный аппарат.
Нежданных Анастасия Анатольевна
Представитель в сфере защиты прав потребителей. Более 6 лет практики в спорах, связанных с возвратом товаров, написанием жалоб в Роспотребнадзор и получением компенсаций за оказанные услуги.