Содержание:
Покупка обуви может совершаться на эмоциях, непродуманно или потребитель неверно представил себе ее качества. Осознание приходит позже, когда выясняется, что одеть, например, рыжие туфли не под что. Вооружиться законом о защите прав потребителей (далее – ЗЗПП) и требовать возврата денег можно, но на грамотных продавцов это действует слабо. Особенно, если они не настроены идти навстречу покупателю.
В действительности закон не определяет случаев, когда можно прийти и просто вернуть обувь в магазин, получив обратно его деньги. То есть, прямой нормы, которая позволяла просто сдать обувь, если она без изъянов, нет. Все случаи, когда требование о возврате денег правомерны касаются каких-либо дополнительных условий. Это может быть:
Продавец может по инициативе предложить дополнительные условия, которые отличаются от того, что определено законодательством. Они устанавливаются индивидуально и прописываются договором купли-продажи. Например, магазин может предоставлять потребителям право возвращать обратно обувь в течение месяца без объяснения причин.
Для предупреждения неприятных ситуаций при процедуре обмена или возврата внимательно отнеситесь к купленной вещи. Перед тем как вернуть обувь в магазин, ее нельзя носить, использовать по назначению или для других целей, у нее должны быть сохранены:
Обязательно нужно соблюдать следующие требования, которые касаются наличия:
По закону можно вернуть обувь в магазин в течение 14 дней. Но в этом случае продавец имеет право предложить аналогичный товар для обмена. Если его нет, тогда покупатель может потребовать назад свои деньги. Это важная особенность, на которую не обращают внимания потребители. Право требовать деньги за возвращенную обувь появляется только при соблюдении двух условий:
При этом должны соблюдаться и указанные выше требования про товарный вид, наличие чеков и т.п. Нарушение этих условий дает право продавцу отказать покупателю в возврате обуви в магазин.
Рассматриваемый вопрос регулируется несколькими нормативно-правовыми актами – Гражданским Кодексом (далее — Кодекс) и ЗЗПП. Последний регламентирует, в каких случаях осуществляется обмен и возврат. Это допускается, если товар, а в данном случае – обувь, не устраивает покупателя:
В Кодексе (ст.502) определено, что вернуть товар можно в течение 14 дней без какой-либо веской причины. С другой стороны, указанные причины возврата субъективны, их можно указать в любом случае, даже если форма и габарит, фасон и расцветка понравились.
Непростой вопрос, ответ на который зависит от индивидуального случая. И решающее слово в возникшем споре продавца с покупателем будет за экспертом. Если товар действительно оказался некачественным, если она порвалась, то учитывается:
В первом случае устанавливается характер эксплуатации покупки. Если она применялась не по назначению, демисезонную обувь надевали зимой, из-за чего она пришла в негодность, в возврате будет отказано.
Другой случай – покупка в магазине обуви с каким-либо не фабричным дефектом. Например, на поверхности царапины, трещины. Если удастся доказать или продавец признает, что они сделаны до покупки, обувь возвращается, а покупатель имеет право на основании п.1 ст.18 ЗЗПП потребовать обратно деньги или совершить обмен.
В магазине вправе отказать в возврате, если перед продажей покупатель был проинформирован о существующем дефекте, и он сознательно покупал бракованный товар. Но требования о возврате правомерны, если дефект проявился в ходе добросовестной эксплуатации.
Начинать необходимо со сбора документов, полученных при покупке обуви, и обращения к продавцу. Предварительно, перед тем как вернуть обувь в магазин, рекомендуется посетить юридическую консультацию, как в офисе, так и онлайн.
Требование о возврате можно изложить письменно, оформив его заявлением. Это более действенно, поскольку удается решить несколько вопросов:
При требовании возврата нужно представить все документы, которые выдавались во время покупки. Отсутствие кассового чека не лишает потребителя права требовать обмена или возврата денег, но необходимы другие доказательства совершения покупки. В этом случае подойдут свидетельские показания, запись с видеокамер, бухгалтерские документы о продаже товара и т.п.
Гарантийные сроки могут устанавливаться производителем и продавцом. Первые – приоритетные, даже если магазин предоставляет лучшие условия. Продавец может указывать в договоре иные условия, которые выполняются в случае отсутствия противоречий с нормами действующего законодательства.
Кроме того, ГОСТом предусмотрены гарантийные сроки для конкретных видов обуви: детской, повседневной, модельной, кроссовки и т.п. Но они носят рекомендательный характер, могут приниматься во внимание производителями и магазинами или игнорироваться.
Если на обращение о возврате обуви поступил отказ, его нужно зафиксировать. По этой причине рекомендуется обращаться с письменным заявлением, в котором указано требование покупателя. Когда документ отказываются принимать, он в тот же день или как можно раньше, до истечения 14-дневного срока, отправляется по почте ценным письмом с описью вложения.
В претензионном порядке решения вопроса нужно учесть некоторые моменты, а именно:
Кроме того, рекомендуется вручать претензию лично под роспись. Отказ принимать документ лучше фиксировать с помощью свидетеля. Поэтому перед визитом нужно заблаговременно договориться со знакомым – соседом, коллегой по работе, предупредить его, чтобы он взял с собой паспорт. Факт отказа фиксируется на втором экземпляре претензии, указывается время и адрес, где это произошло, паспортные данные свидетеля, который подтверждает эту запись подписью.
Возврат обуви в магазин проводится по указанным в законе основаниям, но продавец может предложить обмен, а не деньги. Последние возвращаются только при отсутствии аналогов, по желанию работника магазина или в случае выявления дефекта.
Нежданных Анастасия Анатольевна
Представитель в сфере защиты прав потребителей. Более 6 лет практики в спорах, связанных с возвратом товаров, написанием жалоб в Роспотребнадзор и получением компенсаций за оказанные услуги.